Универсальные 3D редакторы, как правило, содержат все необходимое для CG: инструменты моделирования, анимации и визуализации.
На вопросы: «Какой из пакетов лучший? Что выбрать?» нет правильных ответов. Выбор инструмента зависит от многих факторов: личных предпочтений CG-художника, поставленных целей, финансовых возможностей и т.д.
При выборе приложения мы советуем обратить внимание на следующее:
функционал программы;
удобство пользования (интуитивный интерфейс и т.д.);
доступность, цена.
Большинство специалистов в своей работе используют сразу несколько программ: некоторые вещи проще и быстрее делать в сторонних приложениях (детализация, постобработка, симуляция и пр.). Поэтому не ограничивайте себя рамками только одного пакета. Тем более, что выбор инструментов сегодня просто огромный.
Самые популярные 3D пакеты:
3Ds Max
3Ds Max – «пионер» среди 3D редакторов, очень популярный инструмент, №1 в выборе многих начинающих и продвинутых специалистов. Занимает ведущие позиции в сфере дизайна и архитектурной визуализации. Часто используется в игровой индустрии.
Возможности:
моделирование на основе полигонов, сплайнов и NURBS,
мощная система частиц,
модуль волосы/шерсть,
расширенные шейдеры Shader FX,
поддержка новых и усовершенствованных механизмов Iray и mental ray.
анимация толпы,
импорт из Revit и SketchUp,
интеграция композитинга.
И многое другое.
Плюсы: огромный функционал, множество плагинов и обучающей информации.
Минусы: не так прост в освоении, «старожилу» требуются серьезные обновления.
Autodesk Maya
Maya – промышленный стандарт 3D графики в кино и телевидении. Maya популярна среди крупных студий и масштабных проектов в рекламе, кино, игровой индустрии. Пакет идеален для создания анимации.
Возможности:
полный набор инструментов для NURBS- и полигонального моделирования;
мощные средства общей и персонажной анимации;
развитая система частиц;
технология Maya Fur (создание меха, волос, травы);
технология Maya Fluid Effects (моделирование жидкостей, атмосферы);
динамика твердых и мягких тел;
широкий набор средств создания динамических спецэффектов;
UV-текстуры, нормали и цветовое кодирование;
многопроцессорный гибкий рендеринг.
Плюсы: огромный функционал и возможности.
Минусы: длительное и сложное обучение, высокие требования к системе, высокая цена.
Cinema 4D
Cinema 4D – один из самых лучших и удобных 3D пакетов на сегодняшний день. Огромный функционал: от моделирования, анимации, эффектов до «лепки» и модуля BodyPaint 3D. У Cinema 4D более понятный и удобный интерфейс нежели у 3Ds Max и Maya. Широко используется в моушен-дизайне, киноиндустрии и рекламе.
Возможности:
полигональное и NURBS-моделирование;
BodyPaint 3D (модуль для создания разверток UV и текстурных карт);
генерация и анимация объектов;
персонажная анимация;
динамика мягких и твердых тел;
модуль для создания реалистичных волос;
система частиц Thinking Particles;
неплохой встроенный визуализатор.
Плюсы: легкость в освоении, интуитивный интерфейс, отличный функционал, множество обучающих материалов, тесная связь с Adobe After Effects, Houdini и т.д.
Минусы: неотлаженная система перехода между версиями.
Modo
Modo – полноценный продукт для моделирования, рисования, анимации и визуализации. Включает также инструменты скульптинга и текстурного окрашивания. Благодаря удобству пользования и высокой производительности, у Modo репутация одного из самых быстрых инструментов моделирования. Modo популярен в сфере рекламы, разработки игр, спецэффектов и архитектурной визуализации.
Возможности:
полигональное и моделирование SDS;
современные инструменты анимации;
динамика твердых и мягких тел;
система рисования;
материал Fur (мех) для создания волос, травы и меха;
инструменты лепки;
быстрая и качественная визуализация.
Плюсы: мощный и понятный инструментарий, высокая производительность.
Минусы: мало информации.
Side Effects Houdini
Houdini – мощный профессиональный пакет для работы с 3D графикой, в его основе процедурная, нодовая система. Houdini идеально подходит для создания сложной динамики, симуляции: частиц, жидкости, дыма, огня, имитации природных явлений и т.д. А также это отличный инструмент для создания впечатляющих визуальных эффектов. Основная область применения Houdini – киноиндустрия.
Возможности:
полигональное и NURBS-моделирование,
анимация (ключевая, процедурная),
персонажная анимация,
система частиц,
динамика твердых и мягких тел, тканей, шерсти/волос, газов и жидкостей,
работа с объемным звуком,
мощный рендер движок Mantra,
встроенный инструмент композитинга.
Плюсы: высококлассные спецэффекты и анимация.
Минусы: мало информации, высокая цена.
Softimage
Softimage (Autodesk Softimage, ранее Softimage/XSI) - программа для 3D анимации и создания визуальных эффектов в game-индустрии, кино и телевидении.
У Softimage была одна из самых лучших систем анимации. Благодаря уникальной системе ICE (Interactive Creative Environment — платформе визуального программирования, основанной на нодах) пакет предлагал широкую функциональность, гибкость, высокую производительность и качество.
Возможности:
мощное полигональное, а также процедурное моделирование в среде ICE;
физика и динамика частиц и геометрии;
нелинейная анимация;
инструменты лицевой анимации Autodesk Face Robot;
встроенный MentalRay.
В 2008 году компания Autodesk выкупила Softimage у Avid за 35 млн. долларов. В 2015 Autodesk объявила о прекращении продаж лицензий на Softimage и фактически избавилась от одного из самых сильных игроков на рынке. На официальном сайте предлагается перейти на 3Ds Max или Maya.
LightWave
Lightwave 3D - инструмент для 3D анимации и визуальных эффектов от компании NewNek. С давних пор является промышленным стандартом в кино и телевидении.
Новый усовершенствованный пакет LightWave 2015 предлагает огромные возможности: от динамического моделирования, персонажной анимации, визуальных эффектов до разработки игр и архитектурной визуализации.
Возможности:
интуитивный двойной интерфейс (modeler и layout);
мощное полигональное моделирование;
развитая система анимации;
система частиц;
система снаряжения персонажа Genoma 2;
усовершенствованный рендеринг;
интерактивное динамическое наследование (Interactive Dynamic Parenting);
гибкая система Bullet Dynamics;
Плюсы: огромный функционал, удобный двойной интерфейс.
Минусы: не так популярен в нашей стране и странах СНГ, мало информации.
Blender
Единственный в списке бесплатный 3D пакет, который практически не уступает по функционалу платным приложениям. Blender включает в себя средства для 3D моделирования, анимации, а также набор опций для создания игр, визуальных эффектов и скульптинга. Отличная альтернатива «монстрам» 3D анимации. Благодаря поддержке Blender Foundation, программа очень быстро и стабильно развивается.
Возможности:
полигональное моделирование, сплайны, NURBS-кривые и поверхности;
режим лепки;
система частиц;
динамика твердых и мягких тел: жидкость, шерсть/волосы и т.д.;
скелетная анимация;
встроенные механизмы рендеринга и интеграция со сторонними визуализаторами;
редактор видео;
функции создания игр и приложений (Game Blender).
Плюсы: доступность, открытый код, кроссплатформенность, небольшой размер (около 50 мегабайт), широкий функционал, возможность создания игр.
Минусы: отсутствие документации в базовой поставке.