Универсальные 3D редакторы, как правило, содержат все необходимое для CG: инструменты моделирования, анимации и визуализации.

На вопросы: «Какой из пакетов лучший? Что выбрать?» нет правильных ответов. Выбор инструмента зависит от многих факторов: личных предпочтений CG-художника, поставленных целей, финансовых возможностей и т.д.

При выборе приложения мы советуем обратить внимание на следующее:

функционал программы;

удобство пользования (интуитивный интерфейс и т.д.);

доступность, цена.

Большинство специалистов в своей работе используют сразу несколько программ: некоторые вещи проще и быстрее делать в сторонних приложениях (детализация, постобработка, симуляция и пр.). Поэтому не ограничивайте себя рамками только одного пакета. Тем более, что выбор инструментов сегодня просто огромный.

Самые популярные 3D пакеты:

3Ds Max

3Ds Max – «пионер» среди 3D редакторов, очень популярный инструмент, №1 в выборе многих начинающих и продвинутых специалистов. Занимает ведущие позиции в сфере дизайна и архитектурной визуализации. Часто используется в игровой индустрии.

Возможности:

моделирование на основе полигонов, сплайнов и NURBS,

мощная система частиц,

модуль волосы/шерсть,

расширенные шейдеры Shader FX,

поддержка новых и усовершенствованных механизмов Iray и mental ray.

анимация толпы,

импорт из Revit и SketchUp,

интеграция композитинга.

И многое другое.

Плюсы: огромный функционал, множество плагинов и обучающей информации.

Минусы: не так прост в освоении, «старожилу» требуются серьезные обновления.

Autodesk Maya

Maya – промышленный стандарт 3D графики в кино и телевидении. Maya популярна среди крупных студий и масштабных проектов в рекламе, кино, игровой индустрии. Пакет идеален для создания анимации.

Возможности:

полный набор инструментов для NURBS- и полигонального моделирования;

мощные средства общей и персонажной анимации;

развитая система частиц;

технология Maya Fur (создание меха, волос, травы);

технология Maya Fluid Effects (моделирование жидкостей, атмосферы);

динамика твердых и мягких тел;

широкий набор средств создания динамических спецэффектов;

UV-текстуры, нормали и цветовое кодирование;

многопроцессорный гибкий рендеринг.

Плюсы: огромный функционал и возможности.

Минусы: длительное и сложное обучение, высокие требования к системе, высокая цена.

Cinema 4D

Cinema 4D – один из самых лучших и удобных 3D пакетов на сегодняшний день. Огромный функционал: от моделирования, анимации, эффектов до «лепки» и модуля BodyPaint 3D. У Cinema 4D более понятный и удобный интерфейс нежели у 3Ds Max и Maya. Широко используется в моушен-дизайне, киноиндустрии и рекламе.

Возможности:

полигональное и NURBS-моделирование;

BodyPaint 3D (модуль для создания разверток UV и текстурных карт);

генерация и анимация объектов;

персонажная анимация;

динамика мягких и твердых тел;

модуль для создания реалистичных волос;

система частиц Thinking Particles;

неплохой встроенный визуализатор.

Плюсы: легкость в освоении, интуитивный интерфейс, отличный функционал, множество обучающих материалов, тесная связь с Adobe After Effects, Houdini и т.д.

Минусы: неотлаженная система перехода между версиями.

 

Modo

Modo – полноценный продукт для моделирования, рисования, анимации и визуализации. Включает также инструменты скульптинга и текстурного окрашивания. Благодаря удобству пользования и высокой производительности, у Modo репутация одного из самых быстрых инструментов моделирования. Modo популярен в сфере рекламы, разработки игр, спецэффектов и архитектурной визуализации.

Возможности:

полигональное и моделирование SDS;

современные инструменты анимации;

динамика твердых и мягких тел;

система рисования;

материал Fur (мех) для создания волос, травы и меха;

инструменты лепки;

быстрая и качественная визуализация.

Плюсы: мощный и понятный инструментарий, высокая производительность.

Минусы: мало информации.

 

Side Effects Houdini

Houdini – мощный профессиональный пакет для работы с 3D графикой, в его основе процедурная, нодовая система. Houdini идеально подходит для создания сложной динамики, симуляции: частиц, жидкости, дыма, огня, имитации природных явлений и т.д. А также это отличный инструмент для создания впечатляющих визуальных эффектов. Основная область применения Houdini – киноиндустрия.

Возможности:

полигональное и NURBS-моделирование,

анимация (ключевая, процедурная),

персонажная анимация,

система частиц,

динамика твердых и мягких тел, тканей, шерсти/волос, газов и жидкостей,

работа с объемным звуком,

мощный рендер движок Mantra,

встроенный инструмент композитинга.

Плюсы: высококлассные спецэффекты и анимация.

Минусы: мало информации, высокая цена.

 

Softimage

Softimage (Autodesk Softimage, ранее Softimage/XSI) - программа для 3D анимации и создания визуальных эффектов в game-индустрии, кино и телевидении.

У Softimage была одна из самых лучших систем анимации. Благодаря уникальной системе ICE (Interactive Creative Environment — платформе визуального программирования, основанной на нодах) пакет предлагал широкую функциональность, гибкость, высокую производительность и качество.

Возможности:

мощное полигональное, а также процедурное моделирование в среде ICE;

физика и динамика частиц и геометрии;

нелинейная анимация;

инструменты лицевой анимации Autodesk Face Robot;

встроенный MentalRay.

В 2008 году компания Autodesk выкупила Softimage у Avid за 35 млн. долларов. В 2015 Autodesk объявила о прекращении продаж лицензий на Softimage и фактически избавилась от одного из самых сильных игроков на рынке. На официальном сайте предлагается перейти на 3Ds Max или Maya.

 

LightWave

Lightwave 3D - инструмент для 3D анимации и визуальных эффектов от компании NewNek. С давних пор является промышленным стандартом в кино и телевидении.

Новый усовершенствованный пакет LightWave 2015 предлагает огромные возможности: от динамического моделирования, персонажной анимации, визуальных эффектов до разработки игр и архитектурной визуализации.

Возможности:

интуитивный двойной интерфейс (modeler и layout);

мощное полигональное моделирование;

развитая система анимации;

система частиц;

система снаряжения персонажа Genoma 2;

усовершенствованный рендеринг;

интерактивное динамическое наследование (Interactive Dynamic Parenting);

гибкая система Bullet Dynamics;

Плюсы: огромный функционал, удобный двойной интерфейс.

Минусы: не так популярен в нашей стране и странах СНГ, мало информации.

 

Blender

Единственный в списке бесплатный 3D пакет, который практически не уступает по функционалу платным приложениям. Blender включает в себя средства для 3D моделирования, анимации, а также набор опций для создания игр, визуальных эффектов и скульптинга. Отличная альтернатива «монстрам» 3D анимации. Благодаря поддержке Blender Foundation, программа очень быстро и стабильно развивается.

Возможности:

полигональное моделирование, сплайны, NURBS-кривые и поверхности;

режим лепки;

система частиц;

динамика твердых и мягких тел: жидкость, шерсть/волосы и т.д.;

скелетная анимация;

встроенные механизмы рендеринга и интеграция со сторонними визуализаторами;

редактор видео;

функции создания игр и приложений (Game Blender).

Плюсы: доступность, открытый код, кроссплатформенность, небольшой размер (около 50 мегабайт), широкий функционал, возможность создания игр.

Минусы: отсутствие документации в базовой поставке.